История полка

851-й учебный авиационный полк начал формироваться 24 июня 1952 года на основании приказа Министра обороны СССР от 3 мая 1952 года и вошёл в состав 151-го (истребительного) ВАУЛ. Первым командиром полка приказом ГК ВВС от 7 мая 1952 года стал Герой Советского Союза полковник Андрей Яковлевич Баклан, начальником штаба - полковник Алексей Андреевич Киндеев, первым заместителем командира полка по политической части по приказу Начальника Главного Политического Управления СА и ВМФ от 4 августа 1952 года был назначен Герой Советского Союза майор Виктор Викторович Смазнов.

Формирование полка происходило в г. Сызрани.

15 октября 1952 года личный состав части железнодорожным транспортом перебазировался из г. Сызрани в п. Безенчук Куйбышевской области, здесь и находился до момента расформирования. Он расположился на аэродроме, где в годы Великой Отечественной войны стоял запасной авиационный полк, ведущий подготовку молодых пилотов для фронта. В «наслед­ство» досталась грунтовая взлётная полоса да щитовые домики-времянки.

В октябре-ноябре 1952 года полк доукомплектовался лётным составом из числа выпускников и постоянного состава авиационных училищ ВВС. Технический состав прибыл из Вольского ВАТУ, рядовой и сержантский состав - из авиационных частей округа.

Первые два учебные самолёты Як-18 были получены полком 15 ноября, а уже 24 декабря состоялись полёты.

С этих двух самолётов началось создание учебно-материальной базы полка, оборудование аэродрома, стоянок, землянок под имущество эскадрилий и ремонтной мастерской. Условия для организации полётов были нелегкими. Жилья для офицеров, сверхсрочников и их семей недоставало, поэтому все жили в финских домиках. Солдаты и сержанты размещались в палатках и бывшей старой конюшне, на месте нынешнего склада АТИ. 
Подъездные пути были плохие, поэтому в весенний и осенний периоды полёты приходилось приостанавливать. Несмотря на это, личный состав полка под руководством опытных командиров с честью справился с работой по организации, укомплектованию и налаживанию чёткой лётной работы по обучению курсантов.

21-22 июля 1953 года в полку были созданы партийная и комсомольская организации, которые стали первейшими помощниками командования в организации боевой и политической подготовки, в мобилизации коммунистов и комсомольцев на освоение новой техники и овладение методикой лётного обучения курсантов.

1 августа 1953 года приказом по полку объявлялось об организации полётов на учебно-тренировочном истребителе МиГ-15. В течение короткого времени постоянный лётный и инженерно-технический состав освоил новый реактивный самолёт и приступил к обучению на нём курсантов.

С 1953 по 1960 год полк осуществлял подготовку лётных кадров на самолётах МиГ-15. В эти годы часть возглавляли опытные лётчики-командиры - полковники А. Я. Баклан и И. М. Котов, политработники - майоры В. В. Смазнов, Г. X. Дьяченко, подполковники М. П. Дакнов, А. Д. Яки­мов, Г. И. Пассивенко, начальники штаба - подполковники А. А. Киндеев, П. П. Просяник, В. Г. Доманов, И. К. Баранов, Н. П. Космачев.

Система обучения на реактивном самолёте МиГ-15 была довольно сложной. Лётная подготовка осуществлялась с двух аэродромов: две эскадрильи с Безенчука и одна со Звезды. Все подразделения полка работали слаженно, и план выполнялся ежегодно. Проводилась кропотливая работа по подбору, расстановке и методическому совершенствованию лётного состава. В полку развернулась интенсивная работа по повышению классной квалификации лётного состава.

В 1960 году часть в полном составе влилась в 160-е ВАУЛ, которое разместилось на месте сокращённого истребительного училища. И что интересно: полк сохранил свою штатно-должностную структуру и условное наименование - в/ч 42122. Командиром полка назначается лётчик-фронтовик полковник А. С. Буланов, с 1962 года - полковник Н. Н. Блинов. Полк вернулся к обучению курсантов на самолётах Як-18.

В 1963 году в соответствии с приказом Главкома ВВС Сызранское ВАУЛ начало первоначальное обучение курсантов сразу на вертолётах. В связи с этим полк приступил к переучиванию лётного состава на вертолёты Ми-1.
Поскольку опыт обучения на этих машинах в училище уже имелся, полк сравнительно быстро освоил новую авиационную технику.

Руководящий состав училища во главе с генерал-майором Ф. Г. Кисель уделял огромное внимание освоению вертолёта Ми-1 в полку. Командование, политический отдел, возглавляемый полковником Н. А. Журавлёвым, постоянно держали под контролем лётную работу, анализировали авангардную роль коммунистов и комсомольцев в этом вопросе. Было обращено внимание на усложнение программы лётного обучения и боевое применение вертолёта. Курсанты стали летать по приборам в закрытой кабине. Командиры полка Н. Н. Блинов, И. Г. Бабешкин, партийно-политический аппарат во главе с майором Е. И. Коровкиным, а затем подполковником С. Т. Брюзгиным проводили большую организаторскую, партийно-политическую работу по повышению квалификации лётного состава, методической работы лётчиков-инструкторов с курсантами. В этот период полк летал в составе 3-х эскадрилий. Их командиры - В. Г. Сушков, П. Д. Гаевой, Матюнин, Борисов, Г. С. Карпов, Н. М. Михальский, В. М. Чуев, Гаврин, Тихов провели большую аналитическую работу как с курсантами, так и с лётным составом по улучшению качества лётной подготовки.


В 60-е годы инженерно-техническая служба, возглавляемая офицерами Тесленко, Бусыгиным, Колтуном, Я. Д. Марченко, Юрченко, много делала для поддержания авиационной техники в исправном состоянии и боевой готовности. ТЭЧ полка осуществляла своевременные регламентные работы, замену двигателей и агрегатов. С чувством высокой ответственности трудились авиамеханики вертолётов А. Ф. Нечаев, П. К. Члабодчиков, Н. М. Хуцишвили, Я. В. Грищенко, Н. И. Былинин, А. И. Головачёв, В. А. Пережогин, А. А. Ращупкин, Д. В. Батищев. В полку проводилась интенсивная партийно-политическая работа. В этот период партийную организацию возглавляли коммунисты майоры Смирнов, Косенко, Синицкий, Серик; комсомольскую - Ковун, Хомин, Тимофеев. Они оказывали огромную помощь командованию и парткому полка в коммунистическом воспитании комсомольцев и молодёжи, проводили культурно-массовую и спортивную работу среди курсантов и солдат.

С 1967 года по решению ГПУ СА и ВМФ в эскадрильях были введены должности заместителей командиров по политической части. Первыми замполитами эскадрилий были назначены майоры Н. А. Дёмин, Кадыркин. Дрожжин, А. Ф. Бесфамильный. Бесперебойную связь и радиотехническое
обеспечение полётов осуществляли специалисты роты связи и РТО. Начальники связи майоры Ершов, Туницкий, капитаны Мобин, Ареев, Трофименко, Г.Г. Кагановский из года в год совершенствовали материальную базу проводной, телеграфной связи и ЗАС.

Штурманская служба полка, возглавляемая в эти годы офицерами Белкиным, Покидовым, Тулуповым, Кандауровым, выполняла свои задачи по обеспечению полётов. Значительную работу по совершенствованию методики и безопасности полётов проводили заместители командира полка подполковники Косторев, Тихомиров, Ю. А. Черняев, Н. А. Демин, В. М. Чуев, А. С. Шеин, П. И. Артемьев.

Родина по заслугам оценила труд авиаторов 851-го учебно-вертолётного полка. Замполит полка майор Дьяченко за боевые заслуги в освобождении корейского народа награждён орденом Красного Знамени, а начальник связи полка майор Ершов за участие в Великой Отечественной войне и долголетнюю службу был представлен к ордену Ленина.

Приказом Министра обороны СССР № 0217 от 31 августа 1968 года Днём части определяется 3 мая, когда был подписан приказ Министра обороны СССР о формировании 851-го учебно-авиационного полка.

В 1971 году полк первым в училище получил вертолёт Ми-2. В течение года лётный состав, инженеры, техники, младшие авиаспециалисты освоили газотурбинный вертолёт и приступили к обучению курсантов. Первыми начали на нём летать командир полка полковник И. Г. Бабешкин, подполковники В. А. Скрыпка, майор М. Теплов. Их инструкторами были подполковники Л. И. Синько и М. Е. Харитонов, которые успешно переучили руководящий состав полка. С переходом на новую технику значительно увеличился средний годовой налёт на постоянный и переменный состав - с 20 до 30 тысяч часов.

Полк получил своё дальнейшее развитие в структурном плане: была введена 4-я эскадрилья. Совершенствовалась учебно-материальная база, класс РЭО и АО был определён лучшим в авиации округа. Ввели в строй КДП, технические домики и здание ТЭЧ на аэродроме. ТЭЧ полка неоднократно занимала первые места среди технических подразделений училища. Активно строился и расширялся жилой городок.

В этот период и последующие годы полком последовательно командовали полковники И. Г. Бабешкин, А. А. Дидык, А. И. Шлыков, В. Н. Кукк, А. Н. Лишении и А. В. Чистиченко. 12 августа 1971 года полку было вручено Боевое Знамя и Грамота Президиума Верховного Совета СССР, а в 1972-м торжественно отмечалось 20-летие со дня образования этого подразделения. В течение всего периода большая группа военнослужащих части за укрепление оборонной мощи советского государства, подготовку лётчиков и успехи в боевой и политической подготовке была награждена орденами и медалями. В том числе:

- 2 орденами Красной Звезды;

- 15 орденами «За службу Родине в Вооружённых Силах СССР» III степени;

- 3 медалями «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов»;

- 2 медалями «За победу над Японией»;

- 14 медалями «30 лет Советской Армии и Военно-Морского Флота СССР»;

- 37 медалями «40 лет Вооружённых Сил СССР»;

- 167 медалями «50 лет Вооружённых Сил СССР»;

- 73 медалями «60 лет Вооружённых Сил СССР»;

- 305 медалями «20 лет Победы в Великой Отечественной войне»;

- 32 медалями «За воинскую доблесть»;

- медалью «За боевые заслуги»;

- 7 медалями «За отличие в воинской службе» II степени;

- 5 медалями «Ветеран Вооружённых Сил СССР».

Многие выпускники продолжили славные традиции авиаторов полка и училища. Такие как В. А. Соловьёв, А. М. Шулаков, С. М. Водолаго, А. Н. Че-ремисин, Ю. Ф. Карпенко, Е. А. Косарьков, В. В. Кравцов, А. В. Лебедев закончили училище с золотой медалью и проходили службу в Безенчукском полку.

Личный состав полка и частей обеспечения всегда равнялся на своих ветеранов - полковника запаса Анатолия Александровича Свитайло, подполковников запаса Александра Даниловича Энговатова, Георгия Григорьевича Кагановского, майоров запаса Алексея Евдокимовича Серик, Леонида Константиновича Руденко, Александра Ивановича Горшкова, Александра Ивановича Хромова, прапорщиков запаса Николая Ивановича Былинина, Потапа Кирилловича Слободникова, Пирама Михайловича Хуцишвили.

Лётный состав части все годы выполнял самую трудную задачу - проводил первоначальное обучение курсантов. Постепенно накапливался опыт, росло методическое мастерство лётчиков-инструкторов. Прочно укрепился авторитет лучших методистов - офицеров А. С. Шеина, Л. П. Шкулева, В. М. Чуева, А. М. Кашинского, Э. М. Корочкина, А. Г. Сироты, А. Ф. Базарова, В. М. Чаптарова, А. В. Четвергова, П. И. Артемьева, В. В. Селина,

B. В. Тихолаза, Н. А. Юрасова, В. А. Фёдорова, Н. Я. Кульнева, Г. В. Зотова,

C. С. Догадина, Ю. В. Строганкова, В. Ф. Ящерицына, В. Ф. Терентьева,

A. К. Ермилова, А. Д. Емельянова и многих других.

Пришедшая им на смену молодёжь достойно поддержала успехи старших товарищей. Мастерами высокого класса проявили себя офицеры

B. А. Смирнов, В. Н. Шалугин, А. С. Зубарчук, В. Искуратов, Ю. В. Крюков, В. М. Фомин, Е. А. Косарьков, М. М. Чигорин, Т. М. Максудалиев, О. С. Те-рентьев, Н. И. Шарипов, М. Ф. Белоцерковский, Н. В. Кузнецов и другие.

В 1975 году командование полком принял полковник Алексей Архипович Дидык - впоследствии начальник Сызранского ВВАУЛ, заместителем по политической части стал подполковник Геннадий Валерьянович Зотов, начальником штаба - подполковник Владимир Иванович Сертаков, заместителями командира полка - подполковники Юрий Александрович Черняев, В. А. Скрыпка и другие. Они организовали жизнь и деятельность полка в соответствии с новыми, более высокими, требованиями партии и правительства к лётным кадрам. Задачи с каждым годом всё усложнялись, количество курсантов возрастало. В 1978 году в штат полка вводится 5-я эскадрилья, которая окончательно была сформирована в 1980 году и в 1981-м приступила к лётному обучению курсантов с полевого аэродрома Башкирская.

Много труда в ритмичную работу полка вложил личный состав батальонов обеспечения и связи. В разные годы их возглавляли офицеры Крашенинников, Дьяков, Михайлов, А. А. Свитайло, М. А. Павлов, Г. Г. Кагановский.

Командные должности в полку занимали в основном молодые, способные, хорошо подготовленные и энергичные офицеры. Высокое умение и огромное желание работать, проявляя деловитость, принципиальность, показывали офицеры А. С. Шеин, О. А. Косьмин, К. Ш. Узбеков, В. В. Петраш, А. С. Зубарчук, В. А. Смирнов, Е. А. Косарьков, Т. М. Максудалиев, В. Н. Шалугин, В. Ф. Терентьев и многие другие.

В ноябре 1987 года опять произошла штатная реорганизация полка: из его состава исключается 5-я учебно-вертолётная эскадрилья.

В 1988-м, в год 70-летия Вооружённых Сил СССР, 19-й Всесоюзной партийной конференции и 70-летия ВЛКСМ, полк выполнял задачи по обучению курсантов второго курса Сызранского ВВАУЛ им. 60-летия СССР. К полётам приступили с аэродромов Безенчук и Башкирская 23 апреля, а с аэродрома Звезда 5 мая. В этот год полк налетал 21048 часов, их них: на постоянный состав - 6495 часов, на переменный - 14553 часа. Было подготовлено на 1-й класс - 8 лётчиков, на 2-й - пятеро, отличников БПП - 90 человек, отличных групп - 8, отличных экипажей - 8.

По итогам года была отмечена 3-я эскадрилья (командир подполковник В. Ф. Терентьев) и 1-я (командир подполковник Н. В. Кузнецов).

По результатам работы в 1988 году полк занял 1-е место в Сызранском ВВАУЛ.

В 1-м полугодии 1989 года эскадрильи полка налетали 5111 часов. В июне 1989-го продолжилось обучение переменного состава. На 27 июня в полку вылетело 144 курсанта: 1 увэ - 33; 2 увэ - 43; 3 увэ - 21; 4 увэ

- 44. 7 лётных групп полностью закончили вывозную программу.

Офицеры и прапорщики полка с честью выполнили интернациональный долг по оказанию братской помощи дружественному афганскому народу, проявив при этом мужество и героизм. Награждены орденом «За службу Родине в Вооружённых Силах СССР» III степени подполковник В. Ф. Яще-рицын - штатный руководитель полётов; старший прапорщик Н. Д. Салей

- бортовой техник.

Награждены медалями «Воину-интернационалисту от благодарного афганского народа» и «За боевые заслуги» полковник Г. В. Абалаков, подполковник В. Ф. Ящерицын, капитан Э. Л. Хасанов, старшие лейтенанты В. В. Федорец, В. Н. Киселёв, старшие прапорщики А. Д. Коростелёв, Н. И. Турецкий, С. А. Клименко, А. С. Лушин, А. Н. Щукин, А. М. Логинов,

A. К. Киркин, С. В. Сыч, Ю. Н. Коротин, Г. И. Ермоленко, В. А. Клименко,

B. П. Трубачёв, В. С. Четырёв, прапорщики А. В. Артамонов, В. И. Добровольский, Е. А. Елецков, А. Н. Беспаленко, В. И. Васюк, В. И. Кокара,

C. К. Кузьмин, Ф. В. Кузько, А. А. Любко, В. Н. Пухнов, А. А. Постных, В. А. Соловов, А. И. Шеньшин, В. П. Ставропольцев, А. Н. Степанов, В. А. Чучанов, В. И. Черников, И. Н. Щуров, С. В. Болынанин, А. В. Калинин, А. Н. Дробот, С. В. Ткаченко, В. А. Чучанов, В. Л. Смирнов, А. Ж. Айтмулинов, Г. И. Акимов, А. Г. Ковалёв, И. Н. Родионов, Н. М. Бабичев, Е. М. Гордеев, В. Н. Круглов, А. В. Гарбар, А. А. Похлебаев, О. П. Седой, Ю. Н. Головашёв.

На протяжении всех лет существования полка в нем уделялось большое внимание развитию физкультуры и спорта. Традиционно наиболее популярными были игровые виды - футбол, баскетбол, волейбол. Зимой бегали на лыжах и коньках. И то, что впоследствии в гарнизоне была создана хорошая спортивная база, - заслуга начальников физподготовки и спорта полка - майоров А. И. Петухова, С. П. Дубинина, капитанов П. И. Белова, М. А. Павлова.

В 1978 году - построили стадион, в 1982-м - крытый спортзал, через год - гимнастический спортивный городок, в 1984-м - хоккейную коробку.

Большое внимание уделялось и развитию вертолётного спорта. Норматив мастера спорта выполнили подполковники - П. И. Артемьев, Н. А. Юра-сов; майоры - В. В. Тихолаз, С. С. Догадин, Г. В. Чурочкин, Л. К. Ермилов, А. В. Безруков, Н. В. Тушканов, А. В. Бояринов, Ю. С. Чернышёв; капитаны - А. В. Кривошеев, В. А. Кириллов, А. Ф. Шабаев, Ю. Ф. Волков и многие другие. Майор П. В. Васильев становился призёром чемпионата СССР и Вооружённых Сил, майор А. В. Безруков - членом сборной СССР по вертолётному спорту. Первоначальный опыт вертолётных соревнований получил капитан С. А. Шварц. В прошлом больших успехов в этом виде спорта добивались лётчики полка майоры В. А. Искуратов, Сафин, Туманов, капитаны В. М. Балыкин и В. М. Чуев. Старший лейтенант А. Хрулёв являлся капитаном сборной СССР по парашютному спорту, он завоевал звание мастера спорта в групповых прыжках и акробатике. Прапорщик В. Комин стал мастером спорта международного класса по велоспорту, прапорщик А. Гурьянов - мастером спорта по классической борьбе.
Добивались спортсмены полка значительных успехов и на смотрах спортивно-массовой работы. Так, первые места они взяли в 1983 г. - в ВВС округа; в 1984 г. - в спартакиаде ПриВО; в 1985 г. - в общем зачёте.

Спортсмены полка неоднократно награждались медалями, вымпелами, грамотами и переходящими кубками.

В декабре 1990 года в связи с принятием в состав Сызранского училища 131-го увп Саратовского ВВАУЛ, 851 учебный вертолётный полк с частями обеспечения передаётся в состав Уфимского ВВАУЛ. Командиром полка назначается полковник С. Н. Юрченко, в 1994-м - полковник А. Н. Геращенко. В этом же году 1-я увэ (командир подполковник В. А. Нестеров) переучивается на вертолёт Ми-8.

В 1998 году было принято решение о сокращении Уфимского ВВАУЛ. Судьба полка «зависает» в воздухе.


1 марта 1999 года Боевое Знамя 851 учебного вертолётного полка было сдано на хранение в знамённый фонд Центрального музея Вооружённых Сил России. Эту нелёгкую задачу выполнили начальник штаба полка подполковник А. М. Панцев и начальник секретной части полка ст. прапорщик Г. Илькевич. С 1 апреля 1999 года 851 увп прекратил своё существование как боевая единица. В дальнейшем полк был сокращён до двух эскадрилий, стал именоваться авиационной группой и вошёл в состав в/ч 15566.

1 июля 2000 года авиационная группа переименовывается в 109 увп (в/ч 64676) и вновь возвращается в состав Сызранского ВВАУЛ. С этого момента училище включает в себя четыре полка, расположенных в Сызрани, Пугачёве, Соколе и Безенчуке.

В 2002 году командиром полка назначается полковник В. А. Нестеров. Именно на его долю приходится нелёгкий период расформирования части, который был завершён в последний день 2003 года. И опять из Безенчука в Сызрань потянулись офицеры и прапорщики, кто служить, кто дослуживать. Так грустно закончилась история авиационного полка.

(По материалам книги посвященной 70 летию Сызранского ВВАУЛ)